От банкрота до империи суперкаров — История Lamborghini

Как один тракторист из Италии создал легенду, которая пережила кризисы, банкротства, индонезийских диктаторов и американские корпорации, и стала символом дерзости и богатства? Как лакшери бренд из вечно убыточного бизнеса превратился в генератор бесконечного бабла?

Джентльмен и тракторист

Эта невероятная история начинается с Ферруччо Ламборгини, человек, который отстроил свою империю на тракторах, которые продавал по всей Италии. И баблища было у которого просто завались. И в какой-то момент он, как и любой порядочный джентльмен, увлекающийся спорткарами и купил, разумеется, не абы что, а аж Ferrari 250 GT 2+2. Но чёт вообще заколебался. Подвеска вообще жесткая, салон вообще шумный пипец, электроника вообще не надежная, вообще недостаточное внимание к комфорту. А сцепление так вообще говно! Вообще ненадежное! Ну просто позор для такой дорогой тачки!

И Ферруччо, будучи весьма упрямым, погнал прям в Маранелло, прямо к самому Энцо Феррари, к самому основателю Ferrari, к самому известному автопромщику, дабы предъявить ему самому за эту самую досадную оплошность. А Энцо Феррари будучи всю жизнь инженером автогонщиком, терпеть не мог, чтобы кто-то что-то хрюкал в его сторону. И побрил его с высоты своего положения мол:

— «Иди-ка ты, тракторист, паши свои плуги, не лезь в то, что не понимаешь».

Вот тут-то всё и началось. Ферруччо не был терпилой, и он взбесился так, что решил аж сам построить суперкар, свой, мол если даже великая Ferrari не может сделать машину идеально, то я сделаю её сам.

И погнал искать инженеров, да не простых, а тех, у кого в глазах огонь. И прямо из самой Ferrari переманил ведущего инженера Джотто Бидзиаррини (Giotto Bizzarrini), того самого гения, который приложил руку к той самой Ferrari 250 GT. У него были терки какие-то с самим Энцо Феррари. А тут Ламборгини дает ему и хорошую зэпэ, и не давит, и не душит, а наоборот даже дает полную свободу, и творить, и руководить созданием двигателя мечты. И они подтянули команду энтузиастов и погнали пилить тачилу на своем заводе в Сант’Агата-Болоньезе.

Рождение легенды Lamborghini 350 GT — 1964

И уже в следующем году, уже в 1964 выкатили Lamborghini 350 GT. Сейчас конечно такой дизайн был бы позором, но тогда было вообще нормуль, да и не хотели они шокировать дизайном, а хотели создать тачку чисто для джентльменов! Главным козырем был не дизайн, а МОТОР, который не от трактора, а реально созданный с нуля, двенадцати цилиндровый на 3.5 литра. Алюминиевый блок, два распредвала на каждый ряд цилиндров. Это был технический шедевр! Он и плавный, и мощный, и тянет на низких оборотах ваще четенько! В отличии от нервных Ferrari, которыми чтобы нормально управлять надо быть шумахером, ну то есть чуть-ли не профессиональным гонщиком.

Внутри в салоне и роскошно, и удобно, и тихо, и кондер, и кожа, и кресла из легкого алюминия, до которых Ferrari ещё расти и расти.

По итогу Lamborghini 350 GT стала такой же быстрой как Ferrari, но при этом комфортабельной как Mercedes, и при этом надежной как трактор. И вообще стала даже коммерчески успешной. Всего за два года с 1964 по 1966 с конвейера сошли 120 экземпляров по цене 7,5 мультов лир каждый (около $12 000 на тот момент). Европейская элита, инженеры, всякие аристократы, и богачи всякие из Германии, Италии и Швейцарии охотно подорвались откупоривать свои кошельки. Это был акт респекта и уважухи.

Lamborghini доказала, что может строить не только тракторы, но и реальные, великолепные автомобили и способна на равных бодаться с Ferrari и Maserati в люкс сегменте. Именно с неё по-настоящему началась легенда.

Lamborghini Miura P400 — 1966

А в 1965-м инженеры Ламборгини сварганили уже нечто вообще неслыханное — шасси с ПОПЕРЕЧНО расположенным за спиной водителя 4-литровым движком V12. Такое было только в гоночных авто, но в обычной дорожной машине идея поперечного расположения движка была реализована впервые.

Такая схема позволяла понижать центр тяжести и улучшать управляемость суперкаров. Это была настолько дикая идея, что Ферруччо Ламборгини вначале даже бортонул её, считая её «слишком гоночной» и непрактичной для дорог общего пользования.

И когда наши сумасшедшие инженеры в ноябре 1965-го на Туринском автосалоне выкатили свою вот эту революционную компоновку (шасси Lamborghini P400) в виде голого инженерного скелета на колесах — публика просто обалдела! Хотя это пока был просто нерабочий макет, даже без настоящего движка, но в этом-то и была фишка, показать всем его потраха.

Поперечный мотор позади водителя? В 1965-м это было сродни прилету инопланетян. И все ахренели просто. Это вызвало фурор. Публика ходила вокруг да около, тыкала пальцами и не верила своим глазам. Это был щелчок по носу всем конкурентам, особенно Ferrari мол: «Пока вы клепаете свои классические тачки, мы уже строим будущее».

Успех этой демонстрации убедил Ферруччо дать зеленый свет инженерам, мол: «Ладно, давайте тогда сделайте из этого настоящий автомобиль». И подключил, а точнее переманил, к делу амбициозного дерзкого 27-летнего дизайнера Марчелло Гандини из студии Carrozzeria Bertone (карротце́рия берто́не), которая стряпала кузова для Alfa Romeo и Fiat. Чтобы этот дерзкий Гандини создал не просто красивый кузов, а машину, которая станет революцией в суперкарах.

И тут начался настоящий ад. Сроки люто жмут. Надо было кровь из носу успеть до Женевского форума в 1966 году. Потому что это самый крутой форум, где собираются самые истинные авто перцы со всего мира. Там можно получить на свою сырую идею фидбэк от дилеров, от прессы и от будущих клиентов еще до запуска дорогостоящего серийного производства. Туда стекается вся мировая пресса. И проходит он всего раз в год в марте. И если не успеть, то все их сочтут за конченных неудачников и что Miura просто муляж, и придется сидеть аж целый аж год аж сидеть и ждать аж до следующего 1967 года. АЖ!

А тут у них оставалось всего 4 месяца. Это была сверх задача! Инженеры колдовали днем и ночью над движком в жесточайшем графике.

А еще за несколько недель до премьеры в Женеве выяснилось, что машина, в которую уже вбухали уйму денег, вообще-то не на ходу. Провода торчали отовсюду, педали болтались, стеклоподъёмники не фурычили. Все говно произошло из за недостатка времени и неопытности молодой команды и необычной компоновки шасси.

Но механик и тест-пилот Боб Уоллес (Bob Wallace) не растерялся. Этот отчаянный парень буквально прям за одну бессонную ночь с помощью изоленты и паяльника заставил механического монстра подать признаки жизни, завестись и проехать несколько метров.

Иногда я так эмоционально описываю истории компаний, что подписчикам кажется что я сам владелец этих компаний. Подписывайтесь на мой телеграм-канал где я озвучиваю эти истории в еще более живой подаче!

Финальные доработки кузова они делали прямо в гараже отеля в авральном режиме — создавали и крепили те самые знаменитые «веки» (обтекатели) фар. Механики вручную, буквально на коленке, выгибали листы алюминия, придавая им ту самую обтекаемую форму «век». Это была паническая попытка довести до блеска.

И когда на стенд Lamborghini на женевском показе 10 марта 1966 года выкатили концепт Miura P400, толпа просто сошла с ума в истерике. Это был уже даже не автомобиль, а какая-то ядерная бомба! Это был тот самый взбешенный бык, который хоть и был сделан чуть ли не на коленке, но вырвался на свободу и навсегда изменил понятие «суперкар», став иконой стиля, с ходу отобрав корону у Ferrari. И как раз те последние штрихи: «веки» фар, стали одной из самых узнаваемых черт Miura, ее визитной карточкой.

Журналисты прыгали через ограждения, а скептики нервно курили в сторонке — все вдруг поняли, что родился новый король суперкаров. Именно Miura выжимала скорость около до 280 км/ч — рекорд для того времени. Та самая «тракторная» пощёчина обернулась тем, что на свет появился самый яростный и безбашенный автобренд в истории.

Кончились деньги (1972)

Хотя Миура произвела эффект разорвавшейся бомбы, но эти самые суперкары оказались просто адскими денежными дырами. Каждый экземпляр Miura, при цене в $20,000, собирался вручную и стоил компании бешеных затрат. Себестоимость зашкаливала и маржа и была просто крохотулькой. Компания едва покрывала издержки.

Но упрямый Ферруччо продолжал вбухивать миллионы из своей тракторной компании Lamborghini Trattori на дорогие разработки, на содержание завода, на ручную сборку. Но потом и сам его тракторный бизнес начал терять деньги. Его денежный насос сломался. Ферруччо попал в ситуацию, когда и тракторы превратились в дыру и спорткары еще не стали прибыльными.

А в 1972-м году его и вовсе накрыло медным тазом. Колоссальный контракт на поставку аж целых 5000 тракторов в Боливию по госсаказу вдруг бортонулся! Там у них вдруг какое-то новое военное правительство Хуана Хосе Торреса вдруг появилось, которым вдруг стало насрать на тракторы, и они просто аннулировали все крупные контракты, подписанные предыдущим режимом. И в итоге тракторная империя вдруг треснула по швам, неся чудовищные убытки. Для Ферруччо это стало смертельным ударом.

И он вынужден был продать Lamborghini за сущие копейки. И в 1974 компанией завладел швейцарский бизнесмен Рене Леймер, который был ламбовским диллером в Швейцарии (Mirabeau). Он годами знал Ферруччо лично. Поэтому понимал потенциал ламбы. Но это не было покупкой по дружбе. Его дилерский центр в Швейцарии так-то тоже бы потерял бы товар. Покупая фабрику, он спасал и свой бизнес.

На грани забвения (1972-1980)

Казалось бы, вот он, выход! Леймер спас великий бренд! Да? Но нет этот горе-бизнесмен попросту не имел ни малейшего понятия, как управлять автопроизводителем. А тут еще кризис разгорелся в 1974. Глобальный нефтянной коллапс, который жестко долбанул по рынку прожорливых тачек таких как Ламба. Спрос попросту испарился. Продажи суперкаров рухнули.

Но Леймер набрал жирные кредиты в банке Paribas. Армия США объявила тендер на внедорожник. И он решил выжить, сделав безумный военный внедорожник Cheetah как американский Humvee и покорить пентагон. Но Lamborghini не имела никакого опыта в этом сегменте. Инженеры, гении облегчённых спортивных шасси, создали тяжёлую, аж на 2 тонны, неповоротливую машину с устаревшей конструкцией. Они взяли дохлый движок V8 от Chrysler и коробку передач от Oldsmobile.

Поэтому проект обернулся оглушительным провалом. Испытания в пустыне Невады оказались тотальным фиаско. Не надежный, неудобный, не прочный. Он даже перевернулся на первом же серьёзном испытании. Пентагон мгновенно отправил этот «шедевр» куда подальше. В итоге контракт на 50 мультов бортонули в 1977.

А еще до кучи американская компания MTI, разработчик оригинального XR-311, с которого срисовали Cheetah, подала в суд за кражу интеллектуальной собственности. Lamborghini проиграла дело, что окончательно добило проект юридически и финансово.

И долги компании достигли уже умопомрачительной отметки, перевалив за 3 миллиарда лир. Леймер отчаянно пытался удержать тонущий корабль, но все его попытки ни к чему не привели. В итоге он вынужден был объявить о банкротстве в 1978 году.

Только банкиры из Paribas не смогли бы вернуть свои деньги с банкрота, поэтому они не стали выставлять компанию на открытые торги, где бы она бы сбагрилась за нечастные копейки. Ценность-же Lamborghini была не в станках, а в команде и громком имени. Поэтому вместо ликвидации, они взяли компанию под свой контроль, пока не найдется покупатель. А инженеры в это время просто поддерживали огонь в печи, собирая некоторые единичные машины.

Покупка Братьями Мимран (1977-1984)

И через три года 1981-м покупатель наконец нашелся. Это были братья Мимран, Жан-Клод и Патрик — швейцарские предприниматели , сколотившие состояние на сахаре и недвижке («S.A.C.I.E.»). Они хоть и были богаты, но они не были знаменитыми. Сахар и мука бизнес конечно надежный, но смертельно скучный. А тут-то слава и уважуха.

Приобретение Lamborghini было для них золотым билетом в мир гламура, роскоши и всемирного признания. Внезапно они становились не просто «братьями-мукомолами», а хранителями легенды, собеседниками для шейхов и кинозвёзд. Это мощнейший наркотик. Вот почему они купили Lamborghini — за 3 миллиарда итальянских лир.

Банкиры из Paribas наконец получили свои денежки и с облегчением скинули с себя эту обузу.

Первым делом братья Мимран вбухали 3 миллиарда лир в заводские цеха. Казалось бы, наконец-то пришли серьёзные ребята!

Но нет, их сразу же накрыло цунами проблем. В 1984-м грянул скандал: один какой-то таинственный арабский клиент шейх Маджид Хасан аль-Касими, получив свой новенький Countach LP400 еще в 1974,  пришёл в ярость от качества сборки. В кузове были щели размером с палец. Вся электрика глючила как прошмандовка! Кожа трескалась. И вообще тачка была ненадежным корытом, которое могло просто встать посреди дороги. И вот спустя 10 лет скандал достиг пика и выплеснулась публично, как раз когда пришли братья Мимраны. Шейх замотался годами чинить машину и пригрозил сбросить ее со скалы и снять это на видео для прессы.

Это был неслыханный позор для бренда. А временная разница в 10 лет между покупкой и скандалом только подчеркивает, насколько хроническими были проблемы.

Это привело к адскому гемору. Пришлось в панике устраивать унизительный и чудовищно дорогой ремонт многих Countach для самых влиятельных клиентов, чтобы избежать полного позора. Это просто невероятные усилия и колоссальные затраты, ведь все надо ремонтить бесплатно.

А параллельно, братья, впечатлённые старыми наработками, дали команду делать гражданский внедорожник на основе провального армейского Cheetah. И к 1986-му миру предстал LM002 — этакий свирепый непокорный зверь для шейхов аж на 450 л.с, стоивший целое состояние. Стоил как несколько домов.

3-тонный зверь разгонялся до 100 км/ч за 7.7 секунды, а максималка под 210 км/ч. Ни один серийный внедорожник в мире в 80-е не мог даже мечтать о таких цифрах. Самый быстрый в мире. А гигантские топливные баки позволяли проехать до 600 км по пустыне без дозаправки.

Владеть LM002 значило говорить мол «Я Бог тут наверху, а вы все остальные простые людишки нищеброды где-то там внизу ползаете». Это был легендарный успех для Lamborghini. LM002 стал легендой. Все респектовали и кидали уважуху! Но это был коммерческий провал. Этот зверь стал гвоздем в крышку гроба.

Затраты-то убийственные, только на исследования улетели колоссальные затраты. А целевая аудитория мизерная — супер богатых ведь не так много на планете.

Поэтому братья Мимран попросту выдохлись. Выдохлись морально и финансово. Деньги закончились, а прибыль маленькая, в дальнейшее развитие требовало огромных инвестиции. Рынок суперкаров был узким и капризным. Найти нескольких сотен покупателей в год на машину за сотни тысяч долларов задача титаническая. И в 1987-м они вывесили табличку «Продаётся».

Эра Крайслера (1987-1994)

И тут нашелся новый уже солидный покупатель — корпорация Chrysler, американский крупняк из «большой тройки» Detroit. В 1987-м они покупают Ламборгини за $25.2 миллиона. И у Lamborghini наконец-то появляется поистине бездонный карман. И что же эти американские дяди?

А они берут и на полном серьёзе пытаются превратить завод в Сант’Агате в Италии в образцово-показательный конвейер. Сразу же вкачивают ещё $50 мультов в модернизацию завода, в стандартизацию, контроль качества и т.д.

И ведь справились! К 1990-му миру является Lamborghini Diablo. Они сертифицировали эту тачку под рынок США под всех их дурацкие нормы безопасности. Задача, до этого абсолютно невыполнимая для итальянских кустарей.

Diablo это монстр с 5.7-литровым V12, выжимающий 485 лошадей — первый Ламборгини, официально и легально продающийся в Америке. Казалось бы, вот он, триумф! И действительно, Diablo стал коммерческим успехом. За первые четыре года продали аж 800 экземпляров. Это невиданные для марки цифры!

Но Chrysler тоже не смогли сделать бизнес прибыльным. Стардартизация-то есть, но ручной труд-то остался, а он был чудовищно дорогим. И вообще к 1994-му сам Chrysler погряз в своих собственных кризисах. Американцы, подсчитав убытки, попросту махнули рукой на итальянскую затею и сбагрили ламбу как проблемный актив какому-то Томми Сухарто за смешные $40 миллионов.

Индонезийский провал (1994-1998)

А Томми Сухарто (Tommy Suharto) из V’Power Corporation, это не просто кто-то, это сынок индонезийского диктатора, который не имел никакого плана, ни малейшего понимания автопрома, а только желание прокатиться на громком бренде. Его статус сына диктатора давал ему не только капитал, но и ощущение полной безнаказанности. Он был типичным спекулянтом-рейдером.

Он купил Ламбу за $40 млн, что было супер выгодно, ведь Крайслер уже вбухал туда огромные деньги. Сухарто думал такой типа, что щас еще слеганца его еще «причешим-приукрасим» и с огромной прибылью впарим какому-нибудь следующему лоху.

Вот почему в годы его правления не было ни единой новой модели, ни одного технологического прорыва. Он просто превратил Ламбу в дойную корову, и выжимал из Diablo последние соки, вообще не вкладываясь в развитие. Он даже элементарно не мог решить, куда двигаться дальше — то ли делать из Lamborghini глобальный люксовый конгломерат, то ли просто использовать имя для продажи футболок. По сути можно сказать даже, что его «управление» заключалось в тотальном невмешательстве, пока он искал нового лоха.

Модельный ряд так и продолжал состоять только из одного постаревшего Diablo.

К 1995-му эта порочная практика достигла пика. Реальные инженеры и механики в Сант’Агате пребывали в полном ступоре, не получая ни внятных указаний, ни денег на комплектующие. Завод, ещё вчера сиявший под крылом Chrysler, стремительно катился к очередному коллапсу.

А потом вдруг грохнул азиатский финансовый кризис в 1997 годах, население там обнищало, гиперинфляция и режим Сухарто, который годами грабил простой народ, вдруг пал под протестами в 1998 году. Сынок Томми Сухарто в одночастье потерял политическое прикрытие отца. И теперь ему стало не до Ламборгини, теперь ему надо было спасать собственную задницу, от преследования за воровство денег у простого народа и тотальную коррупцию.

Поэтому нашему индонезийскому господину, нужно было срочно продавать все свои активы, чтобы спасти свои капиталы. И тут вдруг появляется Audi. Обе стороны оказались в нужном месте в нужное время. Сухарто хотел спасти свое вложенное бабло, а Audi как раз давно уже искала мощный бренд, чтобы бороться с Ferrari.

Только Сухарто запросил толи аж 150 мультов, толи аж даже аж 200! Но Audi включила режим проверки на вшивость. Немцы же вообще четкие ребята. Немецким инженерам хватило одного взгляда, чтобы понять что прототип Lamborghini Canto, который состряпали чисто как бутафорию, для повышения цены, действительно оказался чисто мыльным пузырем для показухи. У Сухарто не было никаких прорывных решений, только чисто косметические правки для пресс-релиза. А завод держался чисто на энтузиазме итальянцев.

Поэтому Audi сказала что справедливая цена не 200, и даже 150, а 110 мультов.

Хотя Сухарто в итоге получил трехкратное увеличение своих вложений — жирный выхлоп с точки зрения инвестиций. Но это был оглушительный провал с точки зрения репутации. Он был выставлен на посмешище перед всем миром, так как все теперь увидели, что это не спаситель, а просто хитрожопый спекулянт, который чуть не погубил легенду.

А вообще Audi, пользуясь моментом, могла схватить Сухарто за яйца, и купить Ламборгини совсем по дешману. Но Audi действовала не как барыга, а как стратегический инвестор. А покупка легенды по цене металлолома выглядела бы в прессе как мародёрство. Немцы видели в Lamborghini то, чего не видели другие: недооценённый алмаз. Вот почему они согласились на 110 мультов.

Почему у каждого второго подростка на стеле плакат Ламбы

Вы когда-нибудь задумывались почему на стене у каждого второго подростка висит плакат Ламбы? Это результат идеального культурного шторма, в котором сошлись кино, дизайн и видеоигры. Lamborghini не просто продавала машины — она продавала визуальный вирус.

И ключевую роль в этом сыграл Джулио Мальяри. В 80-е и 90-е годы, будучи главой отдела маркетинга и PR, он продавал автомобили как мечту — через образы. Он понимал силу «вау-эффекта». Он обеспечивал присутствие автомобилей на самых глянцевых страницах, на самых скандальных светских мероприятиях. Он подавал Lamborghini как воплощение эксцентричности и бунта. Это привлекало не только покупателей, но и режиссёров, и музыкантов, которые сами становились проводниками этого мифа.

Во первых кино. В 80-е и 90-е Lamborghini, особенно Countach и Diablo, стали в Голливуде универсальным символом экстремального богатства. Например в фильме «Угнать за 60 секунд» Diablo стал вожделенной целью, УЛЬТИМАТИВНЫЙ трофей! Это создавало подсознательную связку: Lamborghini = запретная, опасная, невероятно крутая игрушка для тех, кто выше правил.

Режиссёры искали визуальный символ, который за 2 секунды на экране расскажет зрителю: «Этот персонаж богатый, опасный, эксцентричный и имеет вкус на грани безумия». Обычная Ferrari? Слишком банально, слишком «аристократично». А вот Countach или Diablo — это был идеальный, готовый кинообраз.

Иногда Lamborghini предоставляла машины на условиях продукт-плейсмента, но чаще это была просто покупка нужного «реквизита». Бренд выигрывал от этого колоссально, почти не вкладываясь.

Во вторых дизайн. В то время как Ferrari оставалась в рамках классических пропорций спортивного автомобиля, Lamborghini выглядела так, будто прилетела из 22-го века. Например двери-ножницы на Countach — чистая магия. Агрессивные, клиновидные формы. Countach, а затем и Diablo, не были просто красивыми. Они были агрессивными, хищными, инопланетными. Они не улыбались, они скалились. Это был вызов, воплощенный в металле.

И в третьих видеоигры и поп-культура. Это был решающий фактор. В реальности купить Lamborghini мог 0.001% населения. Но в виртуальном мире каждый. Серия игр Need for Speed. Lamborghini Diablo и Murciélago были часто «топовыми» машинами в культовых частях вроде Hot Pursuit 2 и Most Wanted. Любой человек мог сесть за руль, услышать рев мотора и обогнать полицию.

И в тоже время без Lamborghini игра не будет продаваться. Electronic Arts сами бегали по автопроизводителям и охотились за лицензиями на права использовать модель в игре.

Для Lamborghini это был гениальный ход. Они получали миллионы долларов бесплатной рекламы среди самой лакомой аудитории — подростков и молодых людей, которые через 10-15 лет сами станут потенциальными покупателями.

Немецкий порядок для итальянской страсти: (1998 — наши дни)

Немцы из Audi взяли влили свыше 100 миллионов долларов в модернизацию одного только производства. Они провели тотальную немецкую перепрошивку итальянского ДНК. Рецепт Audi был в том, чтобы подружить холодную немецкую дисциплину и горячую итальянскую душу. Они поставили производство на конвейер. И результат шокировал всех. Они начали выпускать не 280, а более 2000 машин в год.

А в 2003 году выходит первый серийный суперкар Gallardo. За 10 лет которого напродавали аж 14 022 единиц — больше, чем все предыдущие модели Ламбы ВМЕСТЕ ВЗЯТЫЕ. Это был финансовый прорыв.

В 2018 году выходит Urus. А это уже не просто внедорожник, а просто какой-то финансовый ураган. Цена под $200,000, а себестоимость сборки на платформе Audi Q7/Q8 значительно ниже. В 2023 году Lamborghini продала 6,087 штук этих Urus.

И вот мы возвращаемся к главному вопросу — да, рынок суперкаров супер узкий. Но Lamborghini больше не продает ТОЛЬКО суперкары. Они кардинально расширили определение «быка».

Они создали НОВЫЙ рынок: «Супер-внедорожник для сверхбогатых».

То есть проблема была не в количестве богатых людей, а в количестве богатых людей, готовых терпеть неудобства суперкара. Ведь супер кар это низкая посадка, а значит не все паркинги доступны. Жесткая подвеска, а значит каждая кочка удар по позвоночнику. Минимум места, значит никаких путешествий и шопинга. А ведь богатые люди обычно семейные. Всякие жены олигархов и т.д. Им не нужны эти страдания.

И вот как раз Urus решил это, превратив супер кар из воскресной игрушки на один день в повседневный автомобиль. И теперь целевая аудитория выросла в разы: Теперь покупатель Lamborghini — это не только 40-летний холостяк-энтузиаст, но и:

  • Его жена, которой нужно отвезти детей в школу, и чтобы все завидовали.
  • Это какой-нибудь крупный бизнесмен, которому нужен статусный, но практичный автомобиль для города, и чтобы все завидовали.
  • Это звезда шоу-бизнеса, которая хочет выделиться в потоке Range Rover и G-Wagen, и чтобы все завидовали.

Urus — это «Ламборгини с человеческим лицом». Он вмещает 5 человек, багажник, у него комфортная подвеска и все возможности современного премиального внедорожника. Но при этом яростный дизайн и дикое ускорение.

Плюс еще, если раньше клиентами были шейхи и европейская аристократия, то сейчас география богатства взорвалась:

  • Это и Китай, и Азия, и Индия. Появились сотни тысяч источников новых денег — людей, которые разбогатели за последние 20 лет на технологиях, фондовом рынке и бизнесе. Для них Lamborghini самый понятный и желанный символ успеха.
  • Это социальные сети. Роскошь теперь нужно в обяз демонстрировать.

Ламборджини стала печатным станком:

  • До Urus (2017): Годовые продажи ~3500 автомобилей. Это и был тот самый «узкий рынок» суперкаров.
  • После Urus (2023): Годовые продажи уже ~10,000 автомобилей.
  • Рост: ~285%.

Выхлоп в числах. Вот цифры, от которых плачут конкуренты:

  • 2022 год: Выручка — 2,38 миллиарда евро. Прибыль — 614 миллионов евро.
  • 2023 год: Выручка — 2,66 миллиарда евро. Прибыль — 723 миллиона евро.

Чистая прибыль стабильно выше 25%. Для индустрии это запредельный показатель. Ferrari держится на уровне ~18%. Для массовых брендов 5% — уже успех.

Лакшери это всё ещё гемор? НЕТ. Это эталон высокомаржинального бизнеса в автопроме.

А конкуренты что? Да тоже наколупывает баблико не хило, но так могут лишь единицы. Ferrari и Lamborghini — короли этого мира. Rolls-Royce и Bentley тоже прибыльны, но их объёмы несравнимо меньше. Остальные часто существуют как имиджевые проекты гигантов (как Bugatti у VW).

Audi не убила дух Ламбы. А поставила ее безумство на поток. Audi сделала с Lamborghini то, что не удалось никому. Теперь это не проблемный актив, а золотое дойное стадо в составе VW Group.

Lamborghini не стала «второй Ferrari». Она стала анти-Феррари. Её победа в том, что она заняла свою собственную, уникальную вселенную в головах людей. Если Ferrari — это безупречный смокинг, то Lamborghini — это татуировка на лице и рваные джины от кутюр.

Ferrari ассоциировалась с элитарностью, снобизмом, правилами. А Lamborghini была оружием бунта. Она была для тех, кто не хотел вписаться в систему, а хотел взорвать ее.

Один стал симфоническим оркестром, другой рок группой. Обе победили. Просто в жизни можно прийти к финишу разными путями и по своим собственным правилам.

Прошу ради бога кинь эту статейку друзьям, или в какой-нибудь канал, чат или группу, а то мне кажется, что я пишу тупо в пустоту. 😥 Помоги мне понять, что работа проделана не зря.🙏 Твой репост это топливо для новых текстов, таких-же дерзких и живых. 🔥 😉 И не забудь подписаться в телеграм-канал!

CLOSE
CLOSE
Прокрутить вверх